Хаматова станет женой Цыганова

Хаматова станет женой Цыганова

Режиссер Александр Прошкин собрал для нового фильма идеальный ансамбль

Александр Прошкин заканчивает съемки художественного фильма «На позднем перелёте»

по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». Сценарий к фильму написал драматург Александр Родионов, а главную роль исполняет один из самых харизматичных современных актеров - Евгений Цыганов. В предпоследний съемочный день нашему корреспонденту посчастливилось попасть на «охоту» и увидеть съемочный процесс собственными глазами.

О любви не говори

Действие фильма из советских времен перенесено в современные реалии, а главный герой Виктор Зилов – самый что ни на есть «герой нашего времени». С одной стороны, ему фартит – он работает IT-специалистом на крупном информационном портале, получает повышение в должности и даже - материальную помощь в приобретении жилья. С другой стороны, он не может достичь гармонии с собой: Зилова разрывает внутренний конфликт, он мечется между женой, другими женщинами и собственным одиночеством. И в результате вступает в конфликт с друзьями и коллегами, уходит от жены и пускает все на самотек. Он одержим только одной идеей: во что бы то ни стало попасть на охоту...

Фильм целиком снимается на натуре, на природе под Калугой, в реальных квартирах и интерьерах – ни одного съемочного дня в павильоне, все живое и настоящее.

  • Мне изначально не хотелось делать ретро-картину и восстанавливать времена эпохи 70-х, – рассказал нам режиссер Александр Прошкин. - Хотя бы потому, что это некоторым образом, кощунственно по отношению к известному фильму Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем в главной роли. Я согласился работать с тем условием, что мы попытаемся «переселить» героев Вампилова в наше время. У них - те же фамилии и имена, те же коллизии. И хотя нам сейчас кажется, что эпоха изменилась – человек, по сути, меняется очень медленно…

И драматург Александр Родионов нашел способ перенести героя в сегодняшний день. Действие фильма происходит в провинциальном, довольно процветающем российском городе, в котором есть своя олигархическая структура и атмосфера сегодняшнего дня.

  • Можно сказать, что это наш диалог с самим Вампиловым и с эпохой, о которой он писал, - продолжает режиссер. - Одновременно это и мой поклон Александру Валентиновичу за то, что он, как никто, ощутил эту нашу русскую расхлябанную жизнь, лишенную какого-то ясного смысла. А вообще, конечно - это история про любовь, про то, как трудно пробиться друг к другу. И какая это драма – потерять друг друга. Потеряв любовь, человек лишается точки опоры. Его жизнь постепенно начинает сыпаться, и он почти осмысленно занимается самоуничтожением…

На охоту!

В ресторане, оформленном в старорусском стиле - оживленно и людно. Чтобы попасть в зал, где проходят съемки – приходится пройти через «святая святых»: кухню, мимо поваров, снующих туда-сюда по замысловатым коридорам и лестницам. Сегодня здесь работают над сценой, в которой Зилов пригласил своих друзей и коллег на ужин, чтобы познакомить их со своей «невестой» Ириной - молоденькой девушкой, влюбленной в него по уши. Ее, кстати, играет коллега Евгения Цыганова по родному театру Мастерская Петра Фоменко – Екатерина Смирнова. Актриса – девушка традиционной русской красоты: высокая, статная, с тяжелой русой косой. Ее образ контрастирует с образом жены Зилова, которую играет хрупкая Чулпан Хаматова. И это тоже задумка авторов фильма.

Итак, за столом, уставленном яствами, гостей встречает уже изрядно набравшийся Зилов – это один из ключевых моментов в истории, когда он «сжигает мосты», рубит правду-матку, посылает шефа куда подальше…

  • Как же я вас всех ненавижу! – восклицает пьяный герой Цыганова. – Шли бы вы все… И ты – тоже (кивает он в сторону «невесты») пошла, пошла, пошла… Я еду на охоту!

А Ирина в ответ преданно обнимает его, гладит по щекам и сообщает гостям, что ее жених не в себе.

  • Когда я только пришла в театр – мне сразу дали крохотную роль в «Бесприданнице», где мы и познакомились с Женей, - рассказывает Екатерина. – А здесь моя героиня испытывает ту первую взрослую любовь, которая очень много значит для девушки - сильную, жертвенную, искреннюю. Ире буквально «сносит крышу» от мужчины, который, к тому же, гораздо старше ее - это придает еще большую остроту ее чувствам…

Режиссер и оператор

Вокруг большого стола стоят рельсы, по которым на специальной тележке движется камера, зафиксированная на слайдере (специальном устройстве, позволяющем камере плавно перемещаться в пространстве). За ее «штурвалом» - известный оператор Шандор Беркеши. Зрители знают его по фильмам «Дети Арбата», «Исчезнувшая империя», «Небесные жены луговых мари». Снимают так называемую «восьмерку» - одну и ту же сцену глазами разных героев, общающихся между собой.

  • Поработать с Шандором Беркеши было моей мечтой, которая осуществилась только сейчас, - делится профессиональными тайнами режиссер. – Шандор - не просто замечательный оператор, но и необыкновенно уютный человек - мы легко понимаем друг друга. Но в кино это ничего не гарантирует, можете мне поверить - никогда не знаешь, что получится в результате!

В перерыве между дублями нам удается поговорить и с оператором, чтобы узнать, в чем же специфика именно этих съемок.

  • Я впервые работаю с такой широкоугольной оптикой, - рассказывает Шандор, - обычно такие объективы я в кино не использую. Но Александр Анатольевич просит меня это делать – он очень любит видеть максимальное количество фона на средних и общих планах. И скажу, мне дико интересно работать в этом тандеме! Мы снимаем длинные кадры, как и положено настоящим кинематографистам. Большое значение здесь уделяется атмосфере, взаимоотношениям между актерами, на этом - основной упор. Небольшая сложность в том, что мы снимаем не в павильонах, где можно полностью выставить киношный свет – а уже в заданных условиях, в интерьере. Но, честно говоря, я к этому привык – люблю снимать натуру!

Женя, Катенька и Граня

Многие члены команды подтверждают, что с Прошкиным работать - одно удовольствие: он твердый человек, требует от актеров большой работы над нюансами. И мы можем наблюдать, как он это делает.

  • Женечка, - обращается по рации режиссер к Евгению Цыганову, - посмотри, тут по ритму немного медленно получается. Нужно чуть динамичнее!

  • Катенька, Граня, подойдите сюда, - подзывает режиссер Екатерину Смирнову и Агриппину Стеклову - и актрисы спешат к Прошкину.

А еще тут много шутят, слышны обрывки фраз:

  • Ну, вот, уже получилось нечто человекообразное...

  • Что у вас там за партсобрание? Давайте снимать, наконец!

  • Да у нас водка закончилась! – кричат из зала.

  • Ничего себе! Вы же так сопьетесь! – смеется Александр Анатольевич.

Может показаться, что режиссер излишне вежлив и даже ласков со съемочной группой. Но это - первое впечатление. Главное его требование – безупречный кадр. И ради этого он не намерен никого щадить. Вот, кажется, что идеально сняли сцену, когда Зилов в очередной раз всех «послал», а глаза его невесты мгновенно наполнились слезами и жалостью – к себе и к нему… Но неожиданно звучит голос режиссера:

  • Переснимаем: микрофоны попали в кадр!

И дубль повторяется – до тех пор, пока режиссер не поймет: лучше уже не сделать.

Актерский ансамбль

  • Это редкий случай, когда мне удалось собрать всех людей, которых я хотел давно видеть вместе, - делится с нами режиссер. – Чулпан Хаматова, Виталий Хаев, Агриппина Стеклова, Дмитрий Куличков. И, конечно, Евгений Цыганов. В компании этих актеров возникает какое-то свое электричество…

Да и герои Вампилова – особенные, многогранные: люди со своими страстями, грехами и парадоксами. Если вспомнить фильм Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» с Олегом Янковским в главной роли или картину Александра Велединского «Географ глобус пропил» - в них тоже есть эта звенящая вампиловская нотка.

  • Что касается Жени Цыганова, - продолжает Александр Анатольевич,– мне кажется, он как раз находится в той степени профессионального возмужания, что по праву может претендовать на роль человека, который фиксирует время - как когда-то это сделали Олег Даль и Олег Янковский. Но не стоит сравнивать Зилова-Даля и Зилова-Цыганова. Наш Зилов - человек более легкий, более обаятельный, что ли…

  • А на мой взгляд - это мрачная история, - считает Евгений. - По описанию Зилов вроде бы любит жизнь и не является мизантропом, но персонаж он беспокойный и тревожный. В человеке всегда, помимо механизма самосохранения, присутствует механизм саморазрушения, и он, кстати, работает с не меньшим размахом. Это выражается, в том числе, и в такой ментальной черте русского человека, как - напиваться до беспамятства.

  • Женечка, Катюша, подойдите к монитору, - раздается по рации голос режиссера.

  • Ну что, наиграли? – улыбается Женя. – Вот теперь идите и смотрите!

Это не комедия!

В это время можно попить чаю вместе с Виталием Хаевым, который сегодня работает, превозмогая простуду.

  • Мой герой – начальник, который на самом деле ненавидит свое бремя, - рассказывает Виталий. - И в то же время он – настоящий подкаблучник. Именно поэтому он так симпатизирует Зилову: он для него – как глоток свежего воздуха! Мой Кушак – как старый пенек, на котором при появлении Зилова стали вдруг расти зеленые побеги – вот как он себя ощущает!

  • Да, мои коллеги-артисты добавляют харизмы и юмора, но зрителю все же надо понимать, что это не комедия про клерков, - возвращается к разговору Евгений. - Лично у меня много вопросов и к себе, и к режиссеру, и к сценаристу – и мне интересно найти на них ответы. Зилов – среднестатистический мужик, живой и сомневающийся. Он совершает плохие или глупые поступки не с целью кому-то навредить, не со злым умыслом – а потому что это более естественно, что ли. Ехать по каким-то скучным рабочим делам - или пойти с девицей в кафе? Он искренне выбирает второе…

А в это время у монитора оживленно обсуждают: может ли Женя Цыганов быть злым? Это нужно для следующего кадра.

  • Раз так надо – я стараюсь не сопротивляться и довериться мастеру, он имеет на это полное право, – заключает Евгений.

Марина Долгорукая, фото кинокомпании «ТАЛАН» (ИА «Столица»)

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

Общество

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

3 декабря в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится Творческий вечер дирижера Александра Косинского, посвященный его двойному юбилею

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >