Эксперты восстановили подробный сценарий крушения Як-42 под Ярославлем

Главная Происшествия

Официальные результаты расследования авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем, в результате которой погибли игроки и тренерский штаб хоккейной команды "Локомотив", могут быть обнародованы уже на этой неделе. Как стало известно газете "КоммерсантЪ", причиной аварии, скорее всего, будет названа ошибка командира экипажа Андрея Соломенцева. Более того, расследование показало, что торможение при взлете - довольно частая ошибка пилотов Як-42, пересевших на эти самолеты с Як-40.

Все дело в парных педалях двойного назначения у каждого из летчиков для управления самолетом при разбеге. Для коррекции направления и Як-40, и Як-42 пилот нажимает нижнюю часть педалей, а чтобы затормозить, давит ногой на верхнюю часть. Однако педали Як-40 имеют снизу специальные полочки-чашки под каблук, поэтому ноги в них можно положить и держать постоянно, в то время как на Як-42 этих полочек нет. Конструкторы новой машины предполагали, что при разгоне пилоты будут держать каблуки не на педалях, а на полу, лишь изредка подправляя руль направления носками, однако, как убедились авиаследователи, многие летчики, привыкшие к удобным "чашкам" сорокового, предпочли сохранить старую позу и на новом типе, корректируя направление пятками.

В большинстве случаев торможение при взлете оставалось незамеченным, поскольку пилоты компенсировали его режимом работы двигателей и более энергичным "подрывом" передней стойки шасси, а отклонение педалей в сторону торможения бортовые самописцы самолета не фиксируют. Однако 7 сентября летчики "Як Сервис" — командир Андрей Соломенцев, просидевший за штурвалом Як-40 более 5 тысяч часов, и второй пилот Игорь Жевелов, только что переучившийся на Як-42, - допустил целую серию роковых ошибок.

Трагедия началась с того момента, когда командир наобум назвал второму пилоту скорость отрыва передней стойки самолета - 190 км/ч вместо необходимых при почти полной загрузке самолета 210 км/ч. Уже отправившись в разбег, один из пилотов, как установили эксперты, чуть отодвинул штурвал от себя вместо того, чтобы держать его в нейтральном положении. Эту ошибку могли бы компенсировать тяга двигателей и более энергичный отрыв передней стойки, если бы не прижатые к бетонке за счет дополнительного пикирующего момента передние колеса, которые вдруг начали вибрировать. Здесь сыграли свою роль еще два уже не зависящих от летчиков фактора — мелкие неровности бетонки и подразбитые амортизационные стойки переднего шасси, усилившие вибрацию.

Тряска спровоцировала командира начать подрыв еще раньше, на скорости 185 км/час, после чего он и получил вполне предсказуемый результат — колеса от земли не оторвались.

По сути, у экипажа в тот момент оставался единственный выход — прекратить взлет и начать экстренное торможение. Однако летчики, как полагают эксперты, прекрасно понимали, что такое решение в лучшем случае предполагает возможный срыв первого матча на первенство КХЛ, на который летел ярославский "Локомотив" в Минск, штрафные санкции к "Як Сервису" со стороны руководства команды, а вслед за этим неминуемый "разбор полетов" внутри компании. В худшем случае самолету грозило выкатывание за пределы полосы с разрушением машины, которое было вполне вероятно на скорости 185 км/ч.

Продолжив взлет, командир попытался оторвать передние колеса от земли и энергично взял штурвал на себя, подняв таким образом руль высоты — большую горизонтальную плоскость в хвосте самолета — на десять градусов вместо положенных при взлете Як-42Д пяти-шести. При этом на штурвале командира, как установили эксперты, возникло усилие в несколько десятков килограммов. Пилот, удерживая его двумя руками, уже не мог сам переставить рычаги управления двигателями в положение максимальной тяги, поэтому он попросил сделать это бортинженера. "Взлетный. Взлетный. Взлетный",— постоянно твердил подчиненному командир, хотя тот давно уже разогнал турбины до предела.

Между тем с ростом скорости увеличилось давление встречного потока на отклоненный руль высоты, а соответственно, удерживать штурвал командиру стало еще труднее. Игорь Жевелов оторвал машину от земли, только потянув за штурвал с усилием 64 кг и отклонив при этом руль высоты на 13 градусов в положение кабрирования. Чтобы обеспечить такое усилие на руках, пилоту пришлось уже не слегка, как на разбеге, а что есть мочи давить ногами на тормозные педали. "Что ты делаешь, Андрюха?!" — спросил командира его напарник, но оказавшийся в воздухе самолет, по мнению экспертов, в этот момент был уже обречен. Как только пикирующий момент от тормозов пропал, машина с задранным рулем высоты круто подняла нос, потеряла скорость и свалилась на левое крыло.

Добавим, что, выяснив, насколько часто пилоты Як-42 тормозят при взлете из-за неправильной постановки ног на педалях, МАК отправил во все авиакомпании, эксплуатирующие Як-42, телеграммы, в которых потребовал "провести занятия с летным составом по правильному положению ног на педалях на различных этапах полета".

Фото ГУ МЧС

В статье упоминаются:
События: Катастрофы
На эту тему
Sibnovosti.ru в Одноклассниках Официальная группа Sibnovosti.ru на Одноклассниках

Происшествия

Новости России: Задержан подозреваемый в краже барокамеры Юрия Гагарина

Задержан подозреваемый в краже барокамеры Юрия Гагарина

20.04.2018
Россия

Инцидент произошел на охраняемой стоянке на 1-й Лыковской улице

Новости России: СК возбудил два дела из-за нападения подростка в башкирской школе

СК возбудил два дела из-за нападения подростка в башкирской школе

18.04.2018
Россия

Подросток напал с ножом на одноклассницу и учителя, а затем поджог класс

Новости России: При пожаре в архангельском ТЦ никто не пострадал

При пожаре в архангельском ТЦ никто не пострадал

17.04.2018
Россия

Открытое горение локализовано и потушено

Новости России: В Хабаровском крае объявят траур по погибшим в вертолетной катастрофе

В Хабаровском крае объявят траур по погибшим в вертолетной катастрофе

11.04.2018
Россия

Вертолет Ми-8 авиакомпании «Восток» упал 11 апреля во время выполнения тренировочного полета

Новости Москвы: СК: перепланировки в «Зимней вишне» помешали эвакуации во время пожара

СК: перепланировки в «Зимней вишне» помешали эвакуации во время пожара

01.04.2018
Россия

Перепланировка привела к повреждению систем оповещения

Новости России: В цыганском поселке под Тамбовом произошло массовое отравление газом

В цыганском поселке под Тамбовом произошло массовое отравление газом

21.03.2018
Россия

В больнице оказались 13 взрослых и девять детей

Новости России: Жители Якутии ищут упавшее с неба золото

Жители Якутии ищут упавшее с неба золото

15.03.2018
Россия

Причиной «золотой лихорадки» стал инцидент с самолетом Ан-12

Новости России: Племянница Лозы ждет ребенка от парня, ставшего жертвой бродячих собак в Подмосковье

Племянница Лозы ждет ребенка от парня, ставшего жертвой бродячих собак в Подмосковье

12.03.2018
Россия

О семейной трагедии Юрий Лоза написал у себя на странице в Facebook

Rss_45