Эксперты восстановили подробный сценарий крушения Як-42 под Ярославлем

Главная Происшествия

Официальные результаты расследования авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем, в результате которой погибли игроки и тренерский штаб хоккейной команды "Локомотив", могут быть обнародованы уже на этой неделе. Как стало известно газете "КоммерсантЪ", причиной аварии, скорее всего, будет названа ошибка командира экипажа Андрея Соломенцева. Более того, расследование показало, что торможение при взлете - довольно частая ошибка пилотов Як-42, пересевших на эти самолеты с Як-40.

Все дело в парных педалях двойного назначения у каждого из летчиков для управления самолетом при разбеге. Для коррекции направления и Як-40, и Як-42 пилот нажимает нижнюю часть педалей, а чтобы затормозить, давит ногой на верхнюю часть. Однако педали Як-40 имеют снизу специальные полочки-чашки под каблук, поэтому ноги в них можно положить и держать постоянно, в то время как на Як-42 этих полочек нет. Конструкторы новой машины предполагали, что при разгоне пилоты будут держать каблуки не на педалях, а на полу, лишь изредка подправляя руль направления носками, однако, как убедились авиаследователи, многие летчики, привыкшие к удобным "чашкам" сорокового, предпочли сохранить старую позу и на новом типе, корректируя направление пятками.

В большинстве случаев торможение при взлете оставалось незамеченным, поскольку пилоты компенсировали его режимом работы двигателей и более энергичным "подрывом" передней стойки шасси, а отклонение педалей в сторону торможения бортовые самописцы самолета не фиксируют. Однако 7 сентября летчики "Як Сервис" — командир Андрей Соломенцев, просидевший за штурвалом Як-40 более 5 тысяч часов, и второй пилот Игорь Жевелов, только что переучившийся на Як-42, - допустил целую серию роковых ошибок.

Трагедия началась с того момента, когда командир наобум назвал второму пилоту скорость отрыва передней стойки самолета - 190 км/ч вместо необходимых при почти полной загрузке самолета 210 км/ч. Уже отправившись в разбег, один из пилотов, как установили эксперты, чуть отодвинул штурвал от себя вместо того, чтобы держать его в нейтральном положении. Эту ошибку могли бы компенсировать тяга двигателей и более энергичный отрыв передней стойки, если бы не прижатые к бетонке за счет дополнительного пикирующего момента передние колеса, которые вдруг начали вибрировать. Здесь сыграли свою роль еще два уже не зависящих от летчиков фактора — мелкие неровности бетонки и подразбитые амортизационные стойки переднего шасси, усилившие вибрацию.

Тряска спровоцировала командира начать подрыв еще раньше, на скорости 185 км/час, после чего он и получил вполне предсказуемый результат — колеса от земли не оторвались.

По сути, у экипажа в тот момент оставался единственный выход — прекратить взлет и начать экстренное торможение. Однако летчики, как полагают эксперты, прекрасно понимали, что такое решение в лучшем случае предполагает возможный срыв первого матча на первенство КХЛ, на который летел ярославский "Локомотив" в Минск, штрафные санкции к "Як Сервису" со стороны руководства команды, а вслед за этим неминуемый "разбор полетов" внутри компании. В худшем случае самолету грозило выкатывание за пределы полосы с разрушением машины, которое было вполне вероятно на скорости 185 км/ч.

Продолжив взлет, командир попытался оторвать передние колеса от земли и энергично взял штурвал на себя, подняв таким образом руль высоты — большую горизонтальную плоскость в хвосте самолета — на десять градусов вместо положенных при взлете Як-42Д пяти-шести. При этом на штурвале командира, как установили эксперты, возникло усилие в несколько десятков килограммов. Пилот, удерживая его двумя руками, уже не мог сам переставить рычаги управления двигателями в положение максимальной тяги, поэтому он попросил сделать это бортинженера. "Взлетный. Взлетный. Взлетный",— постоянно твердил подчиненному командир, хотя тот давно уже разогнал турбины до предела.

Между тем с ростом скорости увеличилось давление встречного потока на отклоненный руль высоты, а соответственно, удерживать штурвал командиру стало еще труднее. Игорь Жевелов оторвал машину от земли, только потянув за штурвал с усилием 64 кг и отклонив при этом руль высоты на 13 градусов в положение кабрирования. Чтобы обеспечить такое усилие на руках, пилоту пришлось уже не слегка, как на разбеге, а что есть мочи давить ногами на тормозные педали. "Что ты делаешь, Андрюха?!" — спросил командира его напарник, но оказавшийся в воздухе самолет, по мнению экспертов, в этот момент был уже обречен. Как только пикирующий момент от тормозов пропал, машина с задранным рулем высоты круто подняла нос, потеряла скорость и свалилась на левое крыло.

Добавим, что, выяснив, насколько часто пилоты Як-42 тормозят при взлете из-за неправильной постановки ног на педалях, МАК отправил во все авиакомпании, эксплуатирующие Як-42, телеграммы, в которых потребовал "провести занятия с летным составом по правильному положению ног на педалях на различных этапах полета".

Фото ГУ МЧС

В статье упоминаются:
События: Катастрофы
На эту тему
Sibnovosti.ru ВКонтакте Только актуальные новости в группе Sibnovosti.ru ВКонтакте

Происшествия

Новости Москвы: В аэропорту Пулково массово задерживают рейсы из-за проблем с трапами

В аэропорту Пулково массово задерживают рейсы из-за проблем с трапами

20.10.2017
Россия

Об этом сообщают петербургские СМИ

Новости Москвы: В школах Великого Новгорода 50 детей заболели пневмонией

В школах Великого Новгорода 50 детей заболели пневмонией

19.10.2017
Россия

Об этом сообщают в Роспотребнадзоре

Новости Москвы: В Омске на сутки задержали самолет из-за попавшей в двигатель птицы

В Омске на сутки задержали самолет из-за попавшей в двигатель птицы

19.10.2017
Россия

Проверкой задержки авиарейса занимается прокуратура

Новости Москвы: Турист из России утонул на тайском Пхукете

Турист из России утонул на тайском Пхукете

19.10.2017
Россия

53-летний мужчина купался в опасной зоне

Новости Москвы: В Новгороде осудят забывших в животе роженицы салфетку врачей

В Новгороде осудят забывших в животе роженицы салфетку врачей

18.10.2017
Россия

В отношении медиков возбуждено уголовное дело

Новости Москвы: В Москве эвакуируют пассажиров двух вокзалов и посетителей РГБ

В Москве эвакуируют пассажиров двух вокзалов и посетителей РГБ

18.10.2017
Россия

Эвакуация началась после звонков о минировании

Новости Москвы: Парижский суд назначил Павленскому лечение в психбольнице

Парижский суд назначил Павленскому лечение в психбольнице

18.10.2017
Россия

Россиянин Петр Павленский поджег здание банка в Париже

Новости Москвы: В полицию Челябинска пришел с повинной расстрелявший  двух бомжей местный житель

В полицию Челябинска пришел с повинной расстрелявший двух бомжей местный житель

17.10.2017
Россия

Один из них бездомных скончался от ранения в голову, у второго — травма плеча

Rss_45