Эксперты восстановили подробный сценарий крушения Як-42 под Ярославлем

Главная Происшествия

Официальные результаты расследования авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем, в результате которой погибли игроки и тренерский штаб хоккейной команды "Локомотив", могут быть обнародованы уже на этой неделе. Как стало известно газете "КоммерсантЪ", причиной аварии, скорее всего, будет названа ошибка командира экипажа Андрея Соломенцева. Более того, расследование показало, что торможение при взлете - довольно частая ошибка пилотов Як-42, пересевших на эти самолеты с Як-40.

Все дело в парных педалях двойного назначения у каждого из летчиков для управления самолетом при разбеге. Для коррекции направления и Як-40, и Як-42 пилот нажимает нижнюю часть педалей, а чтобы затормозить, давит ногой на верхнюю часть. Однако педали Як-40 имеют снизу специальные полочки-чашки под каблук, поэтому ноги в них можно положить и держать постоянно, в то время как на Як-42 этих полочек нет. Конструкторы новой машины предполагали, что при разгоне пилоты будут держать каблуки не на педалях, а на полу, лишь изредка подправляя руль направления носками, однако, как убедились авиаследователи, многие летчики, привыкшие к удобным "чашкам" сорокового, предпочли сохранить старую позу и на новом типе, корректируя направление пятками.

В большинстве случаев торможение при взлете оставалось незамеченным, поскольку пилоты компенсировали его режимом работы двигателей и более энергичным "подрывом" передней стойки шасси, а отклонение педалей в сторону торможения бортовые самописцы самолета не фиксируют. Однако 7 сентября летчики "Як Сервис" — командир Андрей Соломенцев, просидевший за штурвалом Як-40 более 5 тысяч часов, и второй пилот Игорь Жевелов, только что переучившийся на Як-42, - допустил целую серию роковых ошибок.

Трагедия началась с того момента, когда командир наобум назвал второму пилоту скорость отрыва передней стойки самолета - 190 км/ч вместо необходимых при почти полной загрузке самолета 210 км/ч. Уже отправившись в разбег, один из пилотов, как установили эксперты, чуть отодвинул штурвал от себя вместо того, чтобы держать его в нейтральном положении. Эту ошибку могли бы компенсировать тяга двигателей и более энергичный отрыв передней стойки, если бы не прижатые к бетонке за счет дополнительного пикирующего момента передние колеса, которые вдруг начали вибрировать. Здесь сыграли свою роль еще два уже не зависящих от летчиков фактора — мелкие неровности бетонки и подразбитые амортизационные стойки переднего шасси, усилившие вибрацию.

Тряска спровоцировала командира начать подрыв еще раньше, на скорости 185 км/час, после чего он и получил вполне предсказуемый результат — колеса от земли не оторвались.

По сути, у экипажа в тот момент оставался единственный выход — прекратить взлет и начать экстренное торможение. Однако летчики, как полагают эксперты, прекрасно понимали, что такое решение в лучшем случае предполагает возможный срыв первого матча на первенство КХЛ, на который летел ярославский "Локомотив" в Минск, штрафные санкции к "Як Сервису" со стороны руководства команды, а вслед за этим неминуемый "разбор полетов" внутри компании. В худшем случае самолету грозило выкатывание за пределы полосы с разрушением машины, которое было вполне вероятно на скорости 185 км/ч.

Продолжив взлет, командир попытался оторвать передние колеса от земли и энергично взял штурвал на себя, подняв таким образом руль высоты — большую горизонтальную плоскость в хвосте самолета — на десять градусов вместо положенных при взлете Як-42Д пяти-шести. При этом на штурвале командира, как установили эксперты, возникло усилие в несколько десятков килограммов. Пилот, удерживая его двумя руками, уже не мог сам переставить рычаги управления двигателями в положение максимальной тяги, поэтому он попросил сделать это бортинженера. "Взлетный. Взлетный. Взлетный",— постоянно твердил подчиненному командир, хотя тот давно уже разогнал турбины до предела.

Между тем с ростом скорости увеличилось давление встречного потока на отклоненный руль высоты, а соответственно, удерживать штурвал командиру стало еще труднее. Игорь Жевелов оторвал машину от земли, только потянув за штурвал с усилием 64 кг и отклонив при этом руль высоты на 13 градусов в положение кабрирования. Чтобы обеспечить такое усилие на руках, пилоту пришлось уже не слегка, как на разбеге, а что есть мочи давить ногами на тормозные педали. "Что ты делаешь, Андрюха?!" — спросил командира его напарник, но оказавшийся в воздухе самолет, по мнению экспертов, в этот момент был уже обречен. Как только пикирующий момент от тормозов пропал, машина с задранным рулем высоты круто подняла нос, потеряла скорость и свалилась на левое крыло.

Добавим, что, выяснив, насколько часто пилоты Як-42 тормозят при взлете из-за неправильной постановки ног на педалях, МАК отправил во все авиакомпании, эксплуатирующие Як-42, телеграммы, в которых потребовал "провести занятия с летным составом по правильному положению ног на педалях на различных этапах полета".

Фото ГУ МЧС

В статье упоминаются:
События: Катастрофы
На эту тему
Sibnovosti.ru на Facebook Следи за новостями в группе Sibnovosti.ru на Facebook

Происшествия

Новости Москвы: На Пхукете погибли туристки из России

На Пхукете погибли туристки из России

22.01.2018
Россия

67-ми и 68-летние женщины попали в аварию на автомобиле

Новости Москвы: В Улан-Удэ родители не переводят детей из пострадавшей во время нападения школы

В Улан-Удэ родители не переводят детей из пострадавшей во время нападения школы

22.01.2018
Россия

Родители активно звонят руководству школы

Новости России: В Анапе произошло землетрясение

В Анапе произошло землетрясение

21.01.2018
Россия

Магнитуда составила 4,0

Новости Москвы: Напавшего на школу в Улан-Удэ подростка будут проверять на приверженность тюремной субкультуре

Напавшего на школу в Улан-Удэ подростка будут проверять на приверженность тюремной субкультуре

19.01.2018
Россия

В Бурятии девятиклассник напал с топором на школу

Новости Москвы: В Ставропольском крае на озере Соленое погибли 200 журавлей

В Ставропольском крае на озере Соленое погибли 200 журавлей

19.01.2018
Россия

Массовая гибель птицы могла произойти из-за отравления азотными удобрениями

Новости Москвы: В Бурятии напавшего на школу подростка врачи госпитализировали в тяжелом состоянии

В Бурятии напавшего на школу подростка врачи госпитализировали в тяжелом состоянии

19.01.2018
Россия

В республиканском минздраве заявили, что он пытался покончить с собой

Новости Москвы: В Бурятии при нападении на школу ранена учительница

В Бурятии при нападении на школу ранена учительница

19.01.2018
Россия

Нападавший попытался поджечь школу при помощи бутылки с зажигательной смесью

Новости Москвы: Стала известна причина ЧП с автобусом в Казахстане

Стала известна причина ЧП с автобусом в Казахстане

18.01.2018
Россия

При пожаре в салоне автобуса погибли 52 человека

Rss_45