Сибирские ученые: громкие разработки последнего времени

Достижения российской науки являются не только национальным, но и мировым достоянием. Об этом заявил президент России Владимир Путин в ходе вручения премий  российским ученым в области науки и инноваций. По словам президента, перед Россией и всем миром стоят масштабные вызовы технологического развития, обеспечения экологической, биологической и продовольственной безопасности. Характер и сложность этих задач, по мнению Путина, таковы, что решить их можно только с помощью науки и современных технологий.

В обзоре Sibnovosti.ru — подборка открытий сибирских ученых последнего времени, которые попали в ленты мировых информационных изданий.

Биоразлагаемые имплантаты от томских ученых

Фото: tpu.ru

Научные сотрудники Томского политехнического университета разработали биодеградируемые имплантаты, которые помогут лечить сложнейшие переломы и травмы, в том числе головы и лица, а также восстанавливать костную ткань онкобольным. Создатели уверяют, что аналогов их изобретению не существует. Имплантаты создаются на 3D-принтере из полимеров, которые постепенно и бесследно растворяются в организме. К этому моменту на их месте формируется новая костная ткань.

Экспресс-тестер фруктов и овощей от красноярских ученых

Фото: архив Sibnovosti.ru

Научный коллектив Сибирского федерального университета разработал биолюминесцентную тест-систему для оценки качества овощей и фруктов. Новая технология экспресс-анализа позволяет в течение нескольких минут определять уровень бактериального и химического загрязнения продуктов питания, в том числе тяжёлыми металлами и пестицидами. Впервые в России красноярские учёные применили для поиска вредных веществ реагент «Энзимолюм», созданный на основе ферментов из организма светлячков и светящихся бактерий.

Кристалл для «Звезды Смерти» от новосибирских ученых

Фото: oleg-noskov.livejournal.com

Специалисты Института геологии и минераловедения СО РАН разработали LBO-кристаллы, создающие импульсы лазера в 600 млн ватт для термоядерной реакции. Оптический элемент на основе LBO-кристалла позволит послать значительно увеличить ток энергии лазера при обстреле мишени, затрачивая ту же мощность из розетки.

«Серебряная» маска, убивающая грипп

Фото: МИА «Россия сегодня»

Ученые института химии твердого тела и механохимии (ИХТТМ) СО РАН создали защиту от вируса гриппа A, считающегося наиболее опасным. Их изобретение — синтепон со специальным нанопокрытием из серебра, который можно применять для изготовления медицинских масок. Металлизированный синтепон уже ранее использовался, но в совсем других сферах — например, для для извлечения серебра из фоторастворов крупных типографиях.

Нефтеемкость сорбентов ученых СФУ

Фото: news.sfu-kras.ru

Сорбент, который можно использовать при экологических бедствиях, вызванных разливом нефтепродуктов, изобрели ученые Сибирского федерального университета. От существующих в мире аналогов разработку красноярских ученых отличает высокая нефтеемкость (сорбент впитывает в себя в восемь раз больше собственного веса) и стоимость — она в 1,5-2 раза меньше. Производство красноярского сорбента является безотходным, а отработанный сорбент можно формировать в топливные брикеты или использовать в качестве смолистых добавок к асфальтовым смесям.

Дешевые импланты от омских ученых

Фото: omgtu.ru

В Омском государственном техническом университете одна из мастерских вуза занялась производством медицинских имплантатов для ног из титана. Ученые создали технологию, по которой производят медицинские изделия в 2–3 раза дешевле иностранных аналогов — в перспективе омичи будут делать имплантаты для рук, ключицы, ребер.

Система аварийной связи для шахт

Фото: МИА «Россия сегодня»

Красноярские ученые разработали систему аварийной связи для шахт и подземных рудников, которая, по их мнению, станет активно использоваться не только в России, но и за рубежом. В основе технологии лежит разработка сигнала аварийной связи на основе сейсмоволн, этот сигнал позволит поддерживать связь с шахтерами в случае ЧС на производственном объекте. При этом аппаратура обеспечивает его беспроводную передачу с глубины более одного километра.

Способ быстро определять источник цунами

Фото: sib-science.info

Специалисты лаборатории методов создания, исследования и идентификации математических моделей естествознания Новосибирского госуниверситета (НГУ) и Института вычислительной математики и математической геофизики (ИВМиМГ) Сибирского отделения РАН разработали метод, который позволит максимально быстро выявлять источник цунами. Эта система может поможет профильным ведомствам с наименьшей погрешностью прогнозировать возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Пластыри, под которыми раны заживают быстрее

Фото: ТАСС

Ученые Института биофизики Федерального исследовательского центра Красноярского научного центра (КНЦ) СО РАН изобрели биополимерные пластыри для перевязки, заживление ран под которыми происходит в три раза быстрее, чем при использовании бинтов. Материал является биосовместимым, благодаря чему пластырь не отторгается организмом. При этом биополимерный пластырь постепенно разлагается, и его не нужно удалять из раны.

Ускоритель для увеличения срока хранения свежих продуктов

Фото: ТАСС

В Институте ядерной физики СО РАН (ИЯФ СО РАН) разработали ускоритель, который может использоваться для холодной электронной пастеризации продуктов питания, увеличивая срок их хранения в несколько раз. Технология, разработанная еще в 80-х годах прошлого века, поможет решить проблему освоения северных территорий, в том числе Арктики, которая тесно связана с нехваткой продуктов питания, их порчей и дороговизной доставки.

Менее токсичный аналог парацетамола

Фото: МИА «Россия сегодня»

Сибирские ученые нашли способ получения стабильной формы метацетамола — менее токсичного аналога парацетамола. В будущем его можно будет применять в фармацевтике. Создание новой полиморфной модификации метацетамола имеет большое значение для фармацевтики и медицины, так как позволяет обойти патентную защиту и дает возможность улучшать свойства вещества. Исследования проводятся сотрудниками кафедры химии твердого тела НГУ совместно с учеными институтов Геологии и минералогии им. В. С. Соболева и Химии твердого тела и механохимии СО РАН, а также с британскими коллегами из университета Эдинбугра.

Новости Москвы: К 2021 году Китай построит крупную обсерваторию для изучения галактик